Художник Александр Тихонович Бугаев — мастер приглушённых цветов и мягких контрастов. Живописные миры, созданные его кистью, удивительно деликатны по отношению к зрителю.
Вы не найдёте ни единого произведения Бугаева, которое «решилось» бы говорить с Вами на «повышенных» колористических тонах. Акцентировать внимание на каком-то безусловном центральном объекте полотна. Подобно настойчивому ребёнку на прогулке, «тянуть» Вас за рукав вглубь композиции или напротив — мешать исследовать её поэтапно, концентрируясь на том, что в ней оказалось интереснее всего лично Вам.
Сегодня, когда очень многие современные мастера пейзажа грешат этой назойливой торопливостью, работы Александра Бугаева ощущаются ещё более приятными «собеседниками».
Его произведения прямо-таки «отказываются» хоть как то доминировать над Вашим собственным восприятием задумчивых пейзажей старинной Коломны. И её живописных окрестностей. Здесь всё отдано на откуп Вашему собственному пониманию красоты русской природы. Границы форм буквально «стесняются» складываться в доминанты. В первые мгновения знакомства с пейзажным полотном Бугаева Вы ни за что не обратите внимание на обилие умных технических приёмов, вообще-то более чем присущих работам этого художника.
Знаете, дорогой читатель, наверное в этом и состоит критерий подлинного, высочайшего мастерство художника-пейзажиста. Писать картины так, чтобы зритель видел красоту, а не авторский стиль. Чтобы получал эстетическое удовольствие, осознавая полотно не как совокупность текстурно-температурных и геометрически-ритмических изысков, а как встречу с маленьким чудом ранней весны. Или с последним приветом отходящей ко сну природы, осыпающей леса и поля благородным золотом поздней осени...
Впрочем, об одном тонком «техническом» моменте мы всё же не можем не сказать. Дело в том, что все до единой работы Бугаева «держатся» на удивительно тонком умении мастера насыщать композицию эффектами рассеянного света. Создавать дожди и ветра, речную волну и утренний туман предельно достоверными, в то же время придавая границам более «плотных» объектов импрессионистические вибрации и пульсации. Творить эффект живого, «дышащего», переменчивого мира, реально существующего по ту сторону холста.
«Бухта в Севастополе», 2016, картон, масло
«Натюрморт с арбузом», 2015, холст, масло
«Золотой пляж», 2015, картон, масло
Для создания подобного мало оттачивать живописные приёмы. Недостаточно знать тонкости взаимодействия красочных пигментов, вовремя чередовать длину мазков, просчитывать прозрачность красочного слоя. Для создания картин требуется глубочайшее понимание природы сложных оптических эффектов. Интуитивное предощущение того, как поведёт себя пейзаж, если дать волю стихии световых волн.
А ешё нужно уметь не «растранжирить» этот свет по мелочи, не «разменять» на считанное количество удачных эпизодов, разнесённых по отдельным участкам холста. Художник Бугаев прекрасен ровно тем, как осторожно, можно даже сказать: «нежно», наполняет свои композиции переливами невесомых оттенков воздуха. Не просто «заливает» ими свободное пространство полотна, но за счёт эффектов «хрустальной прозрачности» и невесомых теней скрепляет воедино всю композицию. Выстраивает логику взаимодействия объектов и явлений. Всех со всеми, и каждого — с общим замыслом работы. Её настроением и логикой, конфликтом (если таковой вообще предусмотрен художником в рамках пейзажа) и глобальной гармонией сюжета.
«Осеннее солнце», 2015, холст, масло
«Северная Венеция», 2015, холст, масло
Ну и в заключение — пару слов о биографии Александра Тихоновича Бугаева. Наш герой — москвич. Родился в 1949 году. В качестве профессионального живописца дебютировал в 1977-м. Аккурат по окончании Академического училища. В 35 лет был принят в отечественный Союз художников. Его работы можно запросто повстречать в коллекциях североамериканских, французских и немецких ценителей живописи. И немудрено. Ведь сегодня запрос на виртуозную живопись, несущую не только эмоциональный, но и огромный духовно- нравственный заряд, среди истинных ценителей изобразительного искусства высока как никогда.
🎯 Если Вам понравилась статья, поставьте «палец вверх» и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить следующие публикации. Делитесь активно мнениями в комментариях и репостами на страницах своих социальных сетей — это важно для развития канала! Спасибо, что уделили время прочтению статьи!